Что такое гимнастика?
Гимнастика – это система специально подобранных упражнений, оказывающих то или иное целевое воздействие на весь организм или определенные его части.
Выделяют педагогическую, врачебную, прикладную, атлетическую, военную, эстетическую и т.п. По влиянию гимнастики на различные системы организма ее можно подразделять на корригирующую, дыхательную, координирующую и др.
Гимнастика зародилась в Древней Греции, где идеалом был гармонично (умственно и физически) развитый человек, и представляла собой образовательно-воспитательную систему для господствовавшего класса. Среди первых руководителей гимнастики были и известные врачи Геродок и Филострат.
В Греции впервые начали применять физические упражнения для профилактики и лечения «профессиональных вредностей». В последующие века идея физического воспитания была забыта. О гимнастике вспомнили только в эпоху Возрождения, когда ряд знаменитых в области воспитания деятелей (Ж.-Ж. Руссо, Коменский, Лютер, Монтень) в своих трудах подняли вопрос о значении физического воспитания в общем формировании личности.
Педагогическая гимнастика — педагогический процесс, контролируемый медициной, направлена на развитие координации движений и формирования навыков произвольного владения мышцами своего тела с помощью специально направленных, дозированных систематических упражнений, сообразных полу, возрастным и физиологическим особенностям обучающихся.
Педагогическая гимнастика имеет большое образовательное значение, т.к. выполнение упражнений требует определенного объема и концентрации внимания, работы оперативной памяти, логического и пространственного мышления. Следовательно, она не может заменять отдых после умственных занятий, т.к. сама требует определенного напряжения.
Гимнастикой хорошо заниматься на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. Все движения должны быть понятны, принимаемы их исполнителями. В конце их выполнения желателен анализ полученного результата. Среди дошкольников гимнастика проводится в виде ролевой или подвижных игр.
Основной задачей дыхательной гимнастики является развитие дыхательного аппарата и его функций. Эта гимнастика формирует навыки правильного (полного) дыхания, является профилактикой различных заболеваний дыхательных путей, оказывает корригирующее влияние при начавшихся их патологических изменениях.
Существует два подхода к дыхательной гимнастике: динамический, когда дыхательные мышцы тренируются на основе естественных движений (ходьба, бег, плавание), и статический, когда требуется выполнение специальных упражнений при ряде заболеваний, когда функции дыхательного аппарата ослабевают.
Гимнастика врачебная — это система движений избирательного характера по назначению врача, которые больной выполняет с лечебной целью, самостоятельно или под руководством специалиста. Назначаться такая гимнастика должна только врачом при постановке правильного диагноза. при заболеваниях двигательного и дыхательного аппарата, периферической и центральной нервной системы, болезнях обмена веществ, сердца и сосудов.
Стоит отметить, что двигательная активность любого рода, соответствующая возможностям, будь то спортивные игры, гимнастика, пешие прогулки и др., помогут обрести хорошую физическую форму и сохранить здоровье.